СТАТЬИ

Главная / Статьи

Октава. "Бракоделы" или "Как всё хорошо начиналось" с Оktalab MKL-111

отзыв микрофона октава

Выходом своего флагмана - микрофона Oktalab MKL-111 тульская фирма Октава обозначила свои амбиции по завоеванию своего места под солнцем в нише элитных микрофонов. Неудивлюсь, если узнаю, что на пиар-акции был заложен внушетельный бюджет. Стоило ли тратить деньги на пиар, если копеешный брак оставляет полную бочку дёгтя в осадке? Есть мнение, что лучше бы эти усилия были потрачены на более тщательный контроль качества сборки. Видимо именно сборки, ибо не думаю что проектировали его так коряво.

брак микрофона октава

Оktalab MKL-111 и наша студия звукозаписи

Не так давно к нам в звукозаписывающую студию приехал микрофон от тульской фирмы "Октава" - "Oktalab MKL-111". Микрофон распаковали, подключили и оттестировали о чём вот тут написана статья.

Поначалу ничего не предвещало беды, хотя звоночек с жутким шумом уже был, но он куда то таинственно пропал. Методом переподключений разных шнуров в разные месте шум исчез, а после, ввиду наличия на студии другого микрофона Gefell M990, так и вовсе не беспокоил в силу того, что проекты писались в Gefell.

За это время мы успели сменить помещение студии, переехали, и процесс подключения всего оборудования на студии затянулся: установили рабочий сетап, а остальное было в режиме "когда понадобится".

И вот в нашей студии теперь поселился микрофон Brauner VM1. Конечно, руки чесались устроить большой тест микрофонов, чтобы удовлетворить наше любопытство о звучании разных миков и поделиться семплами с читателями. Достали Oktalab MKL-111, подключили и... офигели. В канале был шум, треск и писк. 

скачать 0.7мб

Переподключали шнуры, преампы, розетки... Отключив сам микрофон от БП (это же ламповый микрофон, у него есть блок питания лампы), шум ничуть не поменялся. Вывод: источник шума где-то в БП. Написал письмо в техподдержку, приложил записанный шум и ждал реакции.

Честно прождав 3 дня, на всякий случай долбанувшись в форум Октавы, чтобы на меня обратили внимание, и не получив никакой реакции в ответ, начал действовать сам, тем более что гарантия (вроде как год) всё равно закончилась.

Вскрыли блок питания и обалдели: посмотрите сами

негативный отзыв о микрофоне октава

Ну мало того что столь небрежная сборка и какие-то доморощенные решения просто недостойны для завода, не говоря уж о том, что это (на минуточку) ФЛАГМАН Октавы!

Бог с ним, я ещё могу понять если прозвучит жиденький отмазон "это же из опытной серии, а не с конвейера"... хотя с другой стороны я же не бета тестер с бесплатной железкой,  а за деньги её купил....

Но самое неприятное нас ждало здесь:

окталаб мкл111

Вот это уже непростительная и принципиальная схемотехническая лажа. Это уже не просто косяк, а таки КОСЯКИЩЕ!

Все кто разбирается в музыкальной электротехнике уже наверняка всё поняли, а для остальных, кто не в теме объясню как можно проще, может быть даже чересчур утрированно.

Микрофонный сигнал очень слаб, на порядок слабее инструментального, а раз так, то и оцифровывая его предусиливают очень сильно. Потому так важно защитить его (микрофонный сигнал) от даже мельчайших помех, которые потом от усиления повылазят наружу так, что слушать будет невыносимо. И всё это на фоне того, что порой, микрофонные кабели тянутся аж на десятки, в крайних случаях(концертных залах) на сотни метров. Представляете какую калейдоскопическую на пиво наводку они нахватают. Никакое экранирование кАбелей (борюсь с неправильными ударениями) не спасут.

Выход из такой патовой ситуации найден применением т.н. балансной коммутации.

Если в инструментальном небалансном моно кабеле 2 провода "земля\сигнал", то в балансном 3 провода: 1)земля 2)сигнал 3) и копия сигнала, но перевёрнутый по фазе - в противофазе. Помехи наведутся одновременно и на провод с сигналом, и на провод с противофазным сигналом, и дальше вся магия в балансном входе пульта\конвертора\преампа.

На входе противофазный сигнал переворачивается обратно синфазно, он (полезный сигнал) усиливается (ведь амплитуды наклыдываются), а шумы наводки становятся противофазными и взаимогасятся.

Вот именно так и работает балансная комутация по схеме балансных коннекторов XLR:

первый пин, земля, остальные два, сигнал и противофазная копия сигнала.

А теперь ещё раз внимательно смотрим на то, что напаяли бракоделы Октавы:

Земля посередине, а сигналы по краям! Вот уверен я, что это тяжёлое наследие царского режима традиции советского аудиоразъёма пятыштирькового как он там к дъяволу называется, где земля по центру, так по привычке и распаяли наверное.

Из за того, что на Октаве перепутали пины коннектора, балансная схема попросту не работала, один из сигналов закорочен на землю - была типичная небалансная схема, а все эти провода от БП до мика и от БП до преампа были гигантской антенной ловившей голоса с Марса всю электромагнитную грязь в студии.

Но и это ещё не всё.

Микрофон имеет 3 паттерна направленности "круг\кардиоида\восьмёрка\", достигающиеся за счёт крутилки на БП, которые управляются\звучат тоже через эти сигнальные провода. Разумеется, никакая регулировка диаграммы направленности тоже не работала. (признаться мы это даже не проверяли на студии звукозаписи, потому что нам кроме кроме кардиоиды ничего и не надо было).

Сделав такие крайне неприятные открытия, вооружившись паяльником, перепаяли распиновку коннектора и, о чудо, всё заработало как надо, и помехи напрочь исчезли да заработала ручка выбора диаграмм.

 

"Теперь по Борщёву..." (с) к\ф "Афоня"

Свои соображения из вышеописанного:

Можно, конечно, предположить, (даю мысль как оправдываться октавовцам), что для Oktalab MKL-111 Октава изобрела новый разъём LXR вместо XLR (если кто не понял в этом месте шутка с иронией и сарказмом), укомплектовала микрофон единственно существующим в мире спецшнуром БП-преамп, и тогда б эта схема (можеть быть) работала бы. (вот блин не возьму грех на душу чтоб утверждать что такового шнура не было - ну не помню я) Но позвольте, майн фюрер, за каким таким пуркуа городить огород и выдумывать на пустом месте "особый путь", если есть индустриальный стандарт? Во-вторых НИГДЕ, ни в мануале\паспорте, ни на сайте, ни в сопроводительных письмах не упоминается применения спецшнура БП-преамп. В-третьих если б такой шнур был на студии (а в студии все шнуры XLR-XLR при деле) он бы уже дал о себе знать ненормальной работой, но такового нет.

Вот сейчас специально просмотрел паспорт - никаких рекоменднаций\предупреждений нет, а в коплектности не заявлены, не только шнуры, но и даже БП.

 

Резюмируя.

Октавовцы. Я всё понимаю. Опытный образец и неотлаженное производство. Огрехи сборки, пайки, общей неаккуратности - тут нет претензий никаких, я знал что покупал, недаром он с серийным номером 001. Причём что интересно к самому микрофону Oktalab MKL-111 претензий нет никаких - хорошо собран, работает это наверное потому что я туда внутрь не залазил.

Но блин эту ошибку с распайкой никак нельзя оправдать неотлаженностью и сборкой "вне конвейера". Это принципиальная лажа в схемотехнике.

 

фууух (выдохнул)

 

В общем, разъём перепаяли, микрофон Oktalab MKL-111 работает в нормальном режиме, а значит читайте в следующей статье тест микрофонов Brauner VM1, Gefell m990, Oktalab MKL-111 и Октава МК-519.

PS. Остаётся удивляться, как же нам оказывается повезло столь добротно сделать заземление в предыдущем помещении студии звукозаписи, что при работе мик не ловил на пиво наводку.

© студия звукозаписи «Казань!»

ВСЕ СТАТЬИ

статьи о студии звукозаписи

   ВСЕ СТАТЬИ   

студия звукозаписи "Казань!" zvukprofi ru © 2011-2024

Cтудия Создания Сайтов "Кубик"

Button to Scroll to Top
crossmenu